В своей работе я сталкиваюсь с жалобами родителей на то, что их ребенок чего-то боится (например, смерти (своей или близких), одиночества, боли, замкнутого или открытого пространства, животных, сказочных персонажей, транспорта, уколов, крови, темноты, глубины, высоты, воды, резких звуков).
Встревоженные папы и мамы ищут любые способы для того, чтобы найти способ справиться с детскими страхами. Не всегда, правда, при этом действуя правильно. Если ребенок боится мрака, родители иногда намеренно оставляют его в темной комнате, выключают свет, всячески начинают стыдить и высмеивать. Следует отметить, что такие методы не только не дают желаемого эффекта, но, наоборот, закрепляют страх у ребенка, вызывают у него чувство тревоги, беспокойства, что негативно отражается на неокрепшей психике. Не исключено, что в дальнейшем такому ребенку требуется медикаментозное лечение.
Давайте разберем, что же такое детские страхи и как их преодолевать.
Страх – это такая же неотъемлемая эмоция как радость, восторг, обида и другие. Надо понимать, что многие из них приходят и уходят с возрастом. Так боязни малышей от года до трех лет часто связаны со сказочными персонажами (Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой). Чуть позже: от 3 до 5 к ним добавляются страх темноты, одиночества, выдуманных или увиденных по телевизору монстров.
Детские страхи носят реальный характер и выражаются иногда аффективно: крики, дрожание. Если боязнь чего-то сохраняется длительное время и достаточно тяжело переносится, это может стать поводом для обращения за помощью к специалисту.
Причины возникновения страхов.
Как это ни странно, но источником формирования детских страхов нередко становятся взрослые. «Не будешь спать – утащит Баба Яга!», «Не будешь слушаться – дядя заберет» и т.д. «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и, естественно, что у него возникает соответствующая реакция. Это неприятное чувство у ребенка может вызвать конкретная случившаяся с ним ситуация (укусила собака, застрял в лифте).
Еще одна причина фобии – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Его ощущение может сформироваться из-за конфликтов в семье, когда родители выясняют отношения у него на глазах. Он чувствует вину за ссоры или боится оказаться их источником.
В качестве причин возникновения детских страхов могут выступать разговоры о смерти, несчастьях, неправильное семейное воспитание (авторитарность, гиперопека, игнорирование, аддикции), недостаток общения ребенка, нервно-психические перегрузки, жестокое обращение по отношению к нему.
Как выявить страх у ребенка? Какие симптомы указывают на его наличие?
- В поведении ребенка прослеживается напряженность и беспокойство. Он демонстрирует ужас, оцепенение, заторможенность, вялость. Наблюдается плач без особых на той оснований. Бегство, дрожь.
- Ребенок дает положительные ответы о наличии страха и избегает источника угрозы. Он пугается, вздрагивает, быстро утомляется. Не может уснуть, плохо спит.
- Появляются соматические реакции (потливость, покраснение, диарея). Меняются физиологические реакции (сухость во рту, перехват дыхания, отсутствующий или бегающий взгляд).
Как помочь ребенку преодолеть страх?
- Уделяйте ребенку больше внимания. Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете. Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
- Говоря с ребенком о его страхах, не используйте, казалось бы, абсолютно безобидные ободряющие фразы вроде «не бойся», «это не страшно». Он их воспринимает иначе, чем вам бы хотелось. Чтобы успокоить и поддержать малыша лучше говорить: «Все чего-то боятся, даже мы», «Давай мы научимся преодолевать твой страх». Только так ребенок почувствует поддержку и понимание.
- Нарисуйте или слепите из пластилина то, что вызывает страх (монстр, чудовище и т.п.). Потом вместе с ребенком его уничтожьте. Нарисованный объект боязни можно сжечь или порвать. Страшилку можно обыграть с помощью фантазии самого же ребенка. Скажете ему: раз это существо видится только ему, значит, оно только его, и он может делать с ним все, что захочет. Можно предложить сделать его маленьким, веселым и желтым. Теперь тут и бояться нечего!
- Не заставляйте ребенка пересиливать свой страх. Если он боится собак, не стоит принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии. Если боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал».
- Никогда не стыдите и не высмеивайте ребенка. Не наказывайте за проявленную «трусость».
- Давайте логическое объяснение многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы).
- Помните: в преодолении сложившихся проблем всегда поможет игра.
При страхах перед темнотой или водой можно использовать игры, в которых постепенно происходит привыкание к измененным условиям окружающей среды. В первом случае начинайте игру в освещенной комнате, во втором на суше.
«Угадай, какой предмет»: сначала взрослый просит в мешочке на ощупь найти названный предмет (глаза не завязываются, просто нужно сделать это не глядя). Затем ему завязывают глаза, и он, взяв в руки какую-нибудь игрушку или вещь, определяет на ощупь, что у него в руках. Потом он предлагает то же самое сделать ребенку. Не пренебрегайте похвалой всякий раз, получив согласие на совместную игру.
«Выполнение команд»: сначала взрослый с завязанными глазами выполняет команды ребенка: шаг влево, шаг вправо, присесть, прыгнуть вперед, затем ребенку предлагается повторить.
Только после того, как ребенок начнет уверенно и спокойно играть в игры с завязанными глазами, можно предлагать перенести их в темную комнату. Для этой цели подойдут «Ищем приз», «Спрячь игрушку» и т.п.
Игры с водой проводятся по тому же принципу. Сначала берем таз с водой, куда взрослый начинает пускать кораблики или любые игрушки и привлекает к этому ребенка. Затем ванна наполняется по щиколотку, куда также опускаются игрушки. Постепенно увеличивается уровень воды: по колено, по пояс, полная ванна. По тому же принципу можно приучать ребенка входить в речку, начина с игр с песком на берегу.
Н.Г Панферова,
педагог-психолог высшей категории