Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы. /А. Н. Острогорский, 1840-1917/
Всегда хотела работать с «трудными» детьми. Видимо потому меня тянуло к ним, что сама воспитывалась в неполной семье, и слово одиночество мне было известно непонаслышке. Правда, в отличие от «трудных», у которых независимостью считалась подворотня, да побеги из дома, моей свободой были книги и музыка, в которых я искала ответы на все свои вопросы, и здесь мне никто не мешал.
Волею судеб я 20 лет проработала в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, где каждую смену пропускала через себя судьбы тех, кто с малолетства оказался не в ладах с законом. Научилась видеть в них маленьких, измученных, ничего не умеющих, порой не знавших детских игр, элементарной ласки мальцов. Это не давало мне озлобиться, возненавидеть поступавших к нам по решению суда подростков. При этом статьи у некоторых были самые что ни на есть «взрослые»: убийство, изнасилование, грабеж.
Читала личные дела, заполненные как под копирку: неполная семья, родители злоупотребляют, не работают, живут на пособие родившегося ребенка, культура речи отсутствует, постоянные пьяные внутрисемейные разборки, драки, жестокое обращение с детьми.
Прошло три года с тех пор как я «сняла погоны». До сих пор меня не покидает чувство, что кроме их отсутствия на моих плечах, в жизни ничего не изменилось. Продолжаю получать письма от бывших воспитанников из мест лишения свободы: сетуют, что поздно поняли то, о чем я их неоднократно предупреждала. Вспоминают наше общение с благодарностью: песни под гитару в группе, колыбельную на ночь. Нет-нет, но вдруг ловлю себя на мысли: «а ведь я научила их быть благодарными. Хоть чему-то научила…»
Так в чем же виновен мальчишка или девчонка, который не знает другой жизни, а повторяет весь путь вслед за своими нерадивыми родителями?! Начинает рано курить, выпивать, воровать, любыми незаконными способами достигать цели, при этом не имея элементарных гигиенических и учебных навыков, трудовых умений.
Почему дружбе, благодарности, доброте этих мальчишек и девчонок учат воспитатели в реабилитационных центрах, а не мамы, которые порой забывают про свои прямые обязательства? А дети, несмотря ни на что оставаясь детьми, между прочим, их ждут и любят. Любят как могут, как умеют. Так, как научились сами.
Никогда не понимала этих горе-родителей: почему они такие. Мало того, что погубили собственную жизнь, и с этим уже ничего не поделать, но в чем виноваты дети? Причем тяжесть их участи может быть предопределена еще до рождения. А ведь им трудно иногда бывает быть «трудными», но сделать зачастую ничего невозможно, и просто опускаются руки, глядя на это засилье безразличия и порока. Ведь когда парень 16-ти лет после звонка маме понимает, что она пьяна или вовсе не хочет с сыном говорить, и в трубку врывается ее нецензурная брань – он вдруг становится маленьким, беззащитным ребенком, плачет, и в эту минуту может наделать много страшных, порой непоправимых, вещей.
Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Они обязаны обеспечивать их права и законные интересы.
На мой взгляд, необходимо отдельно предусмотреть ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за втягивание детей в совершение административных правонарушений и сформулировать гипотезу статьи следующим образом: «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, если это действие не содержит признаков уголовного наказуемого деяния...», где под вовлечением следует понимать активные действия, которые могут сопровождаться обещаниями, угрозами или обманом. Считаю нужным предусмотреть административную ответственность законных представителей за совершение несовершеннолетним правонарушения.
Старшие друзья, а то и сами родители, привыкшие вести антиобщественный образ жизни, никогда не откажутся ввести в свою компанию новичка. Для одних это возможность почувствовать себя компетентным и опытным хоть в чем-то, для других – избитый способ расширения круга клиентуры. Независимо от целей каждый из подстрекателей может оказаться перед судом и получить реальный срок. Особенно циничны преступные действия родителей, наносящие удар по общественным идеалам и ценностям, которые призваны защищать.
Например, благодаря работе инспектора ПДН выяснилось, что некий совершеннолетний, назовем его Сергей, уже имевший ранее проблемы с законом, неоднократно предлагал несовершеннолетнему Павлу попробовать одурманивающие вещества. В частности, подышать парами морилки. В ходе начатого расследования было установлено, что взрослого парня не останавливал возраст подростка. При осмотре его жилища были найдены пакеты с остатками жидкости, предназначенной для окрашивания поверхностей. Суд отправил Сергея в колонию, а родители Павла были привлечены к административной ответственности.
Или еще один пример. Мать заставляла малолетнего сына попрошайничать, предварительно объяснив, к каким людям стоит подходить, как себя нужно вести и что говорить. Во время судебного заседания она вины не отрицала и раскаялась, тем не менее, была приговорена к году лишения свободы условно.
Стимулом для подростков, совершающих преступления, можно назвать материальную заинтересованность, полную уверенность в отсутствии уголовного наказания за преступление ну и, не в последнюю очередь, чувство превосходства над сверстниками, уверенность в своей «крутизне».
До тех пор, пока будет идти героизация преступников, будет отсутствовать государственная политика занятости несовершеннолетних вне школы и дома, до тех пор правовое регулирование этих отношений не даст ощутимых результатов. Бороться надо не только против взрослых, толкающих детей на преступления, но сражаться, уж прошу прощения за пафос, за самих детей, вовлеченных в такую деятельность.
К сожалению, жестокое обращение с детьми является довольно распространенным, особенно в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям становится обыденным явлением. В раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие – наказывают. Порой испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: ставят в угол на колени, грозят полицией и бьют самыми различными способами.
Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и унижению ребенка. В результате он может чувствовать, что порка – это практически норма. Если его карают часто и сурово, у него не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию полноценного осознания себя как личности. Потом, когда ребенок вырастет, и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве.
Один из воспитанников, проживающий в полной семье, рассказывал мне: «За малейшие проступки родители ставили меня в угол, награждали нелестными эпитетами и даже ремнем. Это страшно, но это правда. Особенно часто наказывала мать. Если в дневнике появлялась хотя бы одна тройка, она разбрасывала по комнате мои книги, тетради, рисунки, оскорбительно кричала на меня, грозила выгнать из дома. После подобных сцен наступала неделя молчания. В результате между нами не стало духовной близости. Мне не хотелось с ней делиться не только самым дорогим, интимным, но даже обыденными новостями. Не хотелось даже разговаривать. И что поразительно: на работе она слыла хорошим специалистом, инженером, добрейшей души человеком, а семья наша считается благополучной…».
Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.
А в заключении афоризм от Екатерины II Великой: «Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры».
И.В. Капран,
воспитатель
ГБУ СО НСО «СРЦН «Снегири»